Gdansk

Friday, January 20, 2017

А вот и пост про Гданьск, который я очень задержала по неожиданно-ожидаемым обстоятельствам и целого круговорота дней и событий, последовавших за ними.

Мы провели там около недели в мае 2016-го года, открыв этой поездкой мой длительный отпуск. А заодно и съездили в соседний курортный городок Сопот, о котором я расскажу в следующий раз.

Гданьск меня удивил! Честно. Я совсем не ожидала увидеть город именно таким, когда просматривала картинки и отзывы перед поездкой.

Вместо привычного европейского города с небольшим центром "из прошлого", который обычно и является целью путешествия, мы окунулись в самый настоящий старый город, который окажется не по силам обойти за один день.

Там и каналы, и корабли, и центральная площадь с башней, часами и фонтаном, и уютные рыжие улочки, окутанные романтикой ушедших дней, все как мы любим!

Мощеные улицы с прилипшими друг к другу разноцветными домами, разбегающиеся через арки вглубь от судоходного канала, разделяющего город на несколько островов.

Пароходы и яхты, пришвартованные прямо у центральной улицы-набережной.

Нарядные фасады домов, любующиеся своим отражением в воде.

Журав, величаво поднявший нос, осознавая, что является самой необычной постройкой, которая приковывает к себе взгляды всех приезжих. Это странное сооружение - один из узнаваемых символов Гданьска - старинные ворота-кран для погрузки на корабли.

Город выглядит будто нетронутым во время войны, и единственными напоминанием о том, что он был разрушен почти на 80%, служат фотографии тех лет в конце центральной улицы. И, замершие в ожидании реставрации и строительных работ, обвалившиеся стены ангаров на центральном острове, где находился отель, в котором мы остановились.

Но и там вскоре будет порядок.

Ведь всю неделю нашего пребывания в Гданьске, техника и люди работали, не покладая рук, чтобы обустроить эту территорию в соответствии с картинами прошлого и дать нам еще один шанс восхититься красотой старого Гданьска.

Насколько я поняла, все здания в центре не просто возводят, заменяя на новые, а отстраивают по старым эскизам.

Иногда можно увидеть элементы модерна, например, стекла в пол или полностью стеклянную стену, но эти современные новшества идеально вписываются в старую архитектуру, соблюдены все формы, арки и фасады.

Внутри здания выглядят очень современными, т.е. начинку позволяют сделать на свое усмотрение, включая подземные парковки, большие холлы, лифтовые, лестницы и объединенные этажи.

Скорее всего работы начались сразу после войны, и можете посчитать, как долго восстанавливают город, и сколько на это ушло времени, средств и сил, а ведь так много еще предстоит сделать.

Мы остановились в отеле Medusa Gdansk на центральном острове. Отель очень удобно расположился в минутной доступности от пристани, главных улиц и Старого города в целом.

Помимо шикарного номера с окнами в пол на всю фронтальную стену приятным бонусом оказалась подземная парковка прямо в том же здании.

Когда путешествуешь на машине, очень ценно, если не нужно волноваться по поводу поиска или наличия мест для парковки у отеля. Мы часто катаемся в течении дня и, бывает, задерживаемся дотемна. А в незнакомом городе не приятно оставлять машину на улице.

Мы попали в первую волну гостей, потому что отель открылся незадолго до нашего приезда, поэтому все блестело и радовало, а персонал был очень услужлив. Последнее - скорее не исключение, а правило, даже для простых отелей в Польше. Нас ни разу не принимали плохо.

Неожиданным нюансом оказалась стройка, которая развернулась прямо перед нашим огромным окном. Мы сразу испугались, что ни разу не сможем выспаться, однако строители оказались понимающими людьми, и до 9-10 утра там выполнялись только тихие работы. А после - нас уже не волновало, что происходит, ведь мы бродили по улицам, периодически заглядывая в кафешки и магазины.

Стоит отметить, что эта зона являлась на тот момент очень активным местом строительства и восстановления с заборами, ограждениями, котлованами, подъемными кранами и не слишком красивыми видами. Но вместе с тем и удобнейшим вариантом расположения для прогулок по городу.

Мы не пожалели о своем выборе, хотя и пробирались до моста к главным воротам "гуськом" вдоль ограждения.

Учитывая скорость строительных работ, думаю, там уже гораздо симпатичнее, а когда они закончатся - это место станет красивым и престижным.

В основном дома в самой центральной части заняты отелями, но по краям есть и жилые улицы - чуть проще, но в том же старом стиле со сливными трубами, каменными лестницами и раскрашенными фасадами.

Не знаю, удалось ли вам рассмотреть на какой-нибудь фотографии водостоки - они стоят отдельной заметки. На многих старых зданиях сохранены оригинальные водосточные каналы, с треугольными ковшами под крышей и в основном каменными тропами снизу, иногда даже с львиными пастями на изливах. А рядом с ними проведены уже современные трубы для слива воды.

Кстати, в Гданьске не обошлось без знаменитых панелек. Они расположились совсем рядом, на противоположной стороне центральным улицам. Нам нужно было просто перейти канал не к главным воротам, а в другую сторону, и пойти вглубь улиц, чтобы увидеть привычные многоэтажные дома, правда, ярко раскрашенные.

Выбирая поездку на Балтику нужно всегда иметь план на случай дождя.

Погода очень и очень переменчива. Утром можно выйти в абсолютно сырую промозглую серость и укрываться под капюшоном или зонтом, а через пару часов снимать куртку, чтобы не перегреться на солнце. И наоборот :)

А можно не угадать и попасть в затяжной дождь на несколько суток.

А бывает,  идешь по солнечной набережной, и вдруг, откуда ни возьмись, налетает туча и окатывает тебя как из ведра. Проходит пару минут, ты бежишь в какое-нибудь укрытие и понимаешь, что дождь уже закончился, и все снова встало на свои места. А ты мокрый в солнечном городе, и никто не понимает, что произошло.

Мы застали все три варианта :)

Единственное, что остается неизменным, - это ветер, от которого не поможет ни один кардиган или пальто, поэтому, побродив по городу в первый день, на следующий мы поехали в магазин, чтобы выбрать мне плащевку от ветра, потому что все мои теплые кардиганы и шерстяное длинное пальто лишь насмешили напористую Гданьскую погоду.

Зато я шапку взяла ;)

Вместе с погодой - город меняет настроение. Он то загадочный, то веселый, то яркий, то романтичный или влюбленно-хмурый, блестяще-серый, холодный, красивый, дразнящийся.

Даже во время дождя центральные улицы полны жизни и щелкающих затворов. Правда, в пасмурные дни она начинается чуть ближе к обеду. Поэтому, выходя на прогулку утром, вы можете ненадолго застать пустынную улицу, уложенную мокрыми блестящими плитами, замерзшими и соскучившимися по прохожим.

В ясные дни город становится пастельно-розовым к закату. Он выглядит так, будто кто-то наложил фото-фильтр или надел на тебя очки того самого позитивного цвета. Водные блики подмигивают последним теплым лучам и успокаиваются, чтобы натянуть звенящую гладь воды для вечернего променада и позволить удачливым зданиям любоваться на свое отражение в зеркале воды.

Как-то под вечер мы пошли по непопулярному маршруту других дней и натолкнулись на беззащитную картину природы, настоящей жизни двух существ, которые оберегают свою семью и всеми силами стараются встроиться в окружающую их реальность.

В гнезде, под мостом, на самом видном и не укрытом месте, лебедушка согревала крыльями свое будущее потомство. А лебедь, преданный охранник их покоя, плавал неподалеку и озирался по сторонам, проверяя горизонт.

Так символично это было и неожиданно для центра города. Не важно, как они сюда попали и почему выбрали именно это место, важно то, что происходило здесь и сейчас.

На набережной Гданьска можно сидеть бесконечно. Тихо, свежо, легко дышится, звуки веселья из кафешек на другом берегу, крякают утки, кружат чайки и ласточки, плещется рыба и швартуются корабли.

Мы как-то задержались там вечером, присели на лавочку передохнуть и не смогли уйти. Так и сидели, рассматривая отражение зданий и огней в реке, и слушали звуки города.

Было так странно - на другой стороне кипела жизнь, а на нашем островке главенствовали тишина и покой. Будто два разных мира встретились и решили не перебивать друг друга, обозначив незримую границу, которая, как экран, отражала зрителям жизнь на той стороне реки.

Почему Гданьск?

Потому что с собой мы очень бережно привезли наш к тому моменту уже очень заметный секрет, который теперь стремительно растет и улыбается нам по утрам :)

Ставшую уже привычной майскую поездку мы планировали заранее и как обычно рассматривали отдых где-нибудь на морях. Но чем быстрее приближался май, тем тревожнее мне было покидать "гнездо", и тем растерянней были чувства при мысли о самолете и огромном расстоянии до дома.

В итоге, мы не стали испытывать судьбу, а переключились на поиски маршрута в ближнем зарубежье для размеренного путешествия на машине. Перебрав большое количество вариантов, мы остановились на Гданьске, изначально спланировав двух-недельную поездку через Литву и Калининград.

Но обстоятельства решили за нас, отложив выезд на неделю из-за небольшой поломки транспортного средства и ряда насущных дел, которые требовали нашего внимания именно в те числа.

Мы уже успели все отменить, но, еще раз переосмыслив оставшееся время в субботу утром, стремительно собрали чемодан, заказали отель в Гданьске и выехали в этот же день буквально через час после получения подтверждения.

Мы выбрали один из самых коротких и прямых маршрутов, и дорога оказалась совсем не простой, потому что почти на протяжении всего пути велись работы по строительству автомагистрали. В итоге, мы потратили чуть ли не в 2 раза больше времени, чем рассчитывали сами, и подсказывал навигатор.

Путь лежал через Польшу, и мы останавливались на ночевку после границы, чтобы на следующий день преодолеть вторую часть дороги.

Думаю, маршрут показался бы гораздо легче при готовой магистрали и без техники и знаков, которые ограничивали скорость отметкой 40 - 60 км/ч.

Обратный путь было решено проложить через Варшаву, воспользовавшись автомагистралью. Времени потратили столько же, преодолев гораздо большее расстояние, но ехать без помех было гораздо приятней.

Хочется показать вам еще несколько необычных зданий и мест прежде, чем закончить свой рассказ, пожелав приятных путешествий.

На фотографии снизу - здание рынка, внутри которого расположены обычные прилавки.

А дальше - яркий и нарядный вокзал с куполами и крылатыми штурвалами на крышах. Каждый раз сворачивала голову, проезжая мимо.

А следом островок безмятежности в одном из дворов, на который мы набрели в поисках торгового центра.

Помню, сидели там и отдыхали возле фонтана, пока он не стал осыпать нас брызгами, поймав попутный ветерок.

Приятное было путешествие, хоть и волнительное, и полное каких-то мелких неурядиц. Кстати, нас ведь впервые отправили на полный досмотр на польской границе как раз в эту поездку, но потом со смехом отпустили, убедившись, что мы настоящие туристы. А еще до этого на белорусской стороне Сергея не узнали на паспорте. Пришлось подтверждать личность и отвечать на ряд вопросов.

Представляете, какие мысли роились в моей суеверной голове? :)

Но все получилось! Так что порой не благосклонные намеки Вселенной говорят всего лишь о ее плохом настроении, которое на следующий день может измениться. Нам повезло!

Вспоминаю об этой поездке с теплом. Хорошо, что мы на нее решились.

Уверена в том, что буду рада попасть в этот город снова, а еще и в том, что не осталась в нем жить из-за погоды. В остальном - Гданьск обворожительный! И в нем есть IKEA ;)

Всегда жалко прощаться с красивыми местами, но это повод для новых путешествий и открытий!

Бескрайних вам горизонтов и удачного выбора!